Основной государственный экзамен (ОГЭ) по информатике
Информация об изменениях в КИМ ОГЭ 2021 г.
Изменений в КИМ ОГЭ 2021 г нет.
Демонстрационные варианты
Демоверсия, спецификация, кодификатор ОГЭ 2021 г (сайт ФИПИ)
Информация об изменениях в КИМ ОГЭ 2020 г.
В 2020 году была проведена масштабная реформа системы контроля качества знаний для выпускников 9-х классов. Причиной пересмотра КИМов стал тот факт, что в 2019-2020 учебном году 9 класс заканчивали школьники, которые уже с 1-го класса проходили обучение по новым программам с учетом ФГОС, введенного с 2010 года.
В КИМ 2020 г. количество заданий сокращено до 15. Расширен набор заданий, выполняемых на компьютере за счёт включения 3 новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером:
- поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11);
- анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);
- создание презентации или текстового документа (задание 13).
В отличие от КИМ 2019 г., в КИМ 2020 г. во всех заданиях предусмотрен либо краткий, либо развёрнутый ответ.
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий.
Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом. Ответы на задания части 1 даются соответствующей записью в виде натурального числа или последовательности символов (букв или цифр), записанных без пробелов и других разделителей.
Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим компьютер.
В этой части 2 задания с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла
Дополнительные материалы и оборудование
Задания части 1 могут выполняться экзаменуемыми без использования компьютеров, использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.
Задания части 2 выполняются на компьютере. На компьютере должны быть установлены знакомые экзаменуемым программы.
Для выполнения задания 13.1 необходима программа для работы с презентациями.
Для выполнения задания 13.2 необходим текстовый процессор.
Для выполнения задания 14 необходима программа для работы с электронными таблицами.
Задание 15.1 предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот».
Для выполнения задания 15.1 рекомендуется использование учебной среды исполнителя. В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда разработки Кумир, разработанная в НИИСИ РАН (http://www.niisi.ru/kumir), или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя.
В случае, если синтаксис команд исполнителя в используемой среде отличается от того, который дан в задании, допускается внесение изменений в текст задания в части описания исполнителя.
При отсутствии учебной среды исполнителя Робот решение задания 15.1 записывается в простом текстовом редакторе.
Задание 15.2 предусматривает запись алгоритма на универсальном языке программирования. В этом случае для выполнения задания необходима система программирования, используемая при обучении.
Решением каждого задания части 2 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или электронной таблице). Экзаменуемые сохраняют данные файлы в каталог под именами, указанными техническим специалистом.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Верное выполнение каждого задания части 1 и заданий 11 и 12 части 2 оценивается 1 баллом. Эти задания считаются выполненными, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий эталону верного ответа. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение заданий с кратким ответом, равно 12.
Выполнение заданий 13 и 15 с развёрнутым ответом оценивается от 0 до 2 баллов, выполнение задания 14 – от 0 до 3 баллов. Ответы на эти задания проверяются и оцениваются экспертами предметной комиссии (устанавливается соответствие ответов определённому перечню критериев). Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий с развёрнутым ответом, равно 7.
Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий экзаменационной работы равно 19.
Шкала перевода суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной системе оценивания
Отметка по пятибалльной системе оценивания | "2" | «3» | «4» | «5» |
Суммарный первичный балл за работу в целом | 0 - 4 |
5 - 10 |
11 - 16 | 17 - 19 |
Рекомендуемый минимальный первичный балл для отбора обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования - 14 баллов.
Продолжительность ОГЭ по информатике
На выполнение всей работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ 2021 года по ИНФОРМАТИКЕ
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.
п/п | Предметный результат обучения | Коды проверяемых элементов содержания | Коды требований к уровню подготовки выпускников | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выполнения задания (мин.) |
1 | Оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных | 1.1.3 | 2.3 | Б | 1 | 3 |
2 | Уметь декодировать кодовую последовательность | 1.2.2 | 2.1 | Б | 1 | 4 |
3 | Определять истинность составного высказывания | 1.3.3 | 2.1 | Б | 1 | 3 |
4 | Анализировать простейшие модели объектов | 1.1.2 | 2.4.2 | Б | 1 | 3 |
5 | Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | 1.3.1 | 2.1 | Б | 1 | 6 |
6 | Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования | 1.3.1 | 2.1 | Б | 1 | 4 |
7 | Знать принципы адресации в сети Интернет | 2.7.3 | 3.4 | Б | 1 | 3 |
8 | Понимать принципы поиска информации в Интернете | 2.4.1 | 2.5 | Б | 1 | 5 |
9 | Умение анализировать информацию, представленную в виде схем | 2.5.2 | 2.4.2 | Б | 1 | 4 |
10 | Записывать числа в различных системах счисления | 1.1.3 | 1.2 | Б | 1 | 3 |
11 | Поиск информации в файлах и каталогах компьютера | 2.4.1 | 2.5 | Б | 1 | 6 |
12 | Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию | 2.1.2 | 2.2 | Б | 1 | 6 |
13 | Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2) | 2.7.1 | 2.4.5/ 2.4.1 | П | 2 | 25 |
14 | Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы | 2.6.1 | 3.1 | В | 3 | 30 |
15 | Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) или на универсальном языке программирования (вариант задания 15.2) | 1.3.1/ 1.3.2/ 1.3.3/ 1.3.4/ 1.3.5 | 3.1 | В | 2 | 45 |
Всего заданий –15; из них по типу заданий: с кратким ответом –12, с развёрнутым ответом – 3. по уровню сложности: Б – 10; П – 3; В – 2. Максимальный первичный балл – 19. Общее время выполнения работы – 150 минут. |